Snegiri_Blog

Раку - японский стиль

Японский стиль керамики — Раку (楽焼 раку-яки) возник в конце XVI века. На сегодняшний день Раку является, пожалуй, самым популярным стилем японской керамики. Он высоко ценится мастерами чайной церемонии за простоту и неприхотливость. Эта очень востребованная в Японии церемониальная посуда идеально соответствует эстетике ваби-саби (侘寂 «скромная простота»). В Японии привлекательной считается сдержанная красота неярких вещей, мимолетных настроений - того, что мы скорее чувствуем сердцем, чем воспринимаем глазами.

Посуда Раку создаётся вручную, глины используемые первыми мастерами были не достаточно пластичны и вытягивать их, работая на гончарном круге было тяжело. Сосуд в результате получал ассиметричную форму, стенки имели неравномерную толщину, что соответствовало идее «естественности и простоты».

Форма, вес и простота декора керамики Раку были продиктованы её назначением. Свойства глины и температура обжига около 800-1000°C способствовали созданию очень легких, прочных и долго сохраняющих тепло чаш.

Сегодня технология раку любима художниками-керамистами всего мира за возможность получать неповторимые цветовые эффекты глазури, в силу особенностей химических реакций, происходящих во время обжига и остывания изделия. Первый обжиг производится на этапе бисквита при температуре 850-950°С. Затем чашу декорируют с помощью кисточки, напылением или окунаниеим (керамическую поверхность возможно декорируеть не полностью, на ней остаются участки сжавшейся глины; цвет глины меняется от серого до черного). После нанесения глазури чашу обжигают второй раз – как правило, в электрической или газовой печи. Температура поднимается постепенно до 850-950°С, средней точки плавления эмалей, иногда выше (например, медь дает великолепный результат при 1000°С, приобретая интенсивную вишнево-красную окраску). После короткого обжига из печи длинными щипцами достают раскаленное изделие и перекладывают в земляную яму или специальный контейнер, засыпанный сухими опилками, и плотно закрывают. В резервуаре с опилками моментально начинается процесс тления с выделением СО (угарного газа). Отсутствие кислорода создает так называемую восстановительную среду, где для поддержания тления опилок требуется кислород, доступ к которому искусственно ограничен. Поэтому кислород начинает активно забираться из оксидов в глазурях. В итоге, глазури приобретают цвета исходных металлов, проявляя потрясающие декоративные эффекты.



Каждый предмет раку – это шторм, стихия чувств и ощущений керамиста. Это отражается в многоязычии керамики, скрытых контекстах, значениях. Объект совмещает творческую мысль и прикладную функцию.

Если отбросить субъективное "это красиво", главными чертами раку будут спонтанность и рефлекторность. Предметы раку, как люди. С родимыми пятнами, шрамами и ожогами. Именно загадочная, укутанная тонким флером мистичности самобытность вызывает интерес творить раку, наполнять дом предметами раку и созерцать медитативную красоту керамических шедевров, где невозможно создать керамических близнецов, даже намеренно делая идентичные чаши.